Чем грозит прилет Савченко домой, и осилят ли пенсионную революцию – итоги недели

27 мая 2016, 07:56
Обмен осужденными, 2 года президентства и жесткие планы правительства

Возвращение Надежды. Прилет Пули в Украину был совсем не таким, как многие ожидали / Фото: Виталий Лазебник

Уходящая неделя должна была стать неделей имени двухлетия президентства Петра Порошенко, но оказалась неделей имени Надежды Савченко.

ВОТ ПУЛЯ ПРИЛЕТЕЛА... Вряд ли было случайностью то, что Владимир Путин подписал помилование Савченко (и, соответственно, Порошенко — помилование российских спецслужбистов Ерофеева и Александрова) именно в день двухлетия инаугурации украинского президента. Возвращение Пули оказалось совсем не таким, как многие предполагали. Вместо триумфального марша с оркестром в аэропорту — раздраженное "Разойдитесь!", вместо прямого эфира в прайм-тайм — вечер, проведенный с подругой на кухне.

Реклама

Не будет безоблачным для многих (и для самой Савченко) и ее приход в политику. С имиджем "героини из простого народа" она составит конкуренцию Олегу Ляшко и, конечно же, Юлии Тимошенко, в чью фракцию входит. С другой стороны, и для власти будут неудобными многие выступления человека, ко мнению которого сейчас прислушиваются.

Однако самое важное в истории с обменом Савченко на Ерофеева и Александрова — это то, что она наверняка является частью более глобальных договоренностей лидеров "нормандской четверки". Уже известно, что во время телефонной конференции они договорились о полицейской миссии ОБСЕ на линии разграничения, что может наконец привести к реальному прекращению стрельбы. И наверняка в этот пакет входит проведение выборов на Донбассе, которые открывают дальнейшие перспективы восстановления мира.

Что касается судьбы Надежды Савченко, то в ближайшее время она, весьма вероятно, получит место в Комитете ВР по безопасности, а кроме того, совершит евротур для общения с тамошними парламентариями, убеждая их в том, что с России не следует снимать санкции только за то, что ее отпустили домой. Ведь вводили их из-за Крыма и Донбасса.

Реклама

ТРУДНОСТИ ПОЛИТПРОЕКТОВ. Что касается двухлетия президентства Порошенко, то на фоне освобождения Савченко оно прошло почти незаметно. То есть СМИ, конечно, "выстрелили" темами о достижениях и неудачах этих двух лет, но сама Банковая ни разу не упомянула о юбилее.

И это понятно. Ни один майский соцопрос, включая самые лояльные к власти компании, не поставил на первое место президентскую БПП. Причем ей все чаще отводят третье место, после "Оппозиционного блока" и "Батькивщины". Неудивительно, что в свете таких результатов многие говорят о том, что президент не приемлет идею досрочных выборов, в связи с чем провластные проекты вроде "Нашего края", Аграрной партии и так и не созданной партии Саакашвили уже переживают не лучшие времена.

ОПАСНАЯ ТРОПА РЕФОРМ. Противоречивые чувства вызвали обнародованные планы правительства на 2016 год. Впрочем, еще до публикации этого документа Кабмин Гройсмана устроил шоковое подорожание газа и отопления. Теперь к ним добавился план по монетизации льгот, введению накопительных пенсионных счетов и сокращению субсидий.

Реклама

Все эти меры, являющиеся действительно рыночными, будут восприняты однозначно негативно: одни — населением, другие — бизнесом.

Бизнесу точно не понравится введение накопительных пенсионных счетов, которое означает дополнительное обложение единым соцвзносом, только перечисляющимся на индивидуальный счет сотрудника. Наиболее вероятно, что это приведет к тому, что бизнес постарается максимальное количество сотрудников перевести на неофициальную оплату.

Что касается монетизации льгот, то Владимир Гройсман может обратиться за консультацией к российскому послу Михаилу Зурабову, который проводил аналогичную реформу в России 11 лет назад. После того как реформа, выгодная для сельских пенсионеров, но невыгодная для городских (которые гораздо чаще пользуются такими льготами, как бесплатный проезд или скидки на лекарства), привела к массовым протестам в городах, Зурабов стал для населения вечным символом зла, вынужденным занимать должности где-то за пределами России. А рейтинг Путина обвалился с 84 до 48%, после чего реформу стали постепенно сворачивать.

ВОЙНА СО СМИ. Скандал с сайтом "Миротворец" вышел на новый виток. После того как он закрылся и вскоре открылся, опубликовав новый, расширенный список журналистов, аккредитованных в так называемой "ДНР", стало ясно, что это уже открытая конфронтация и с журналистами, и с Евросоюзом.

В субботу посол ЕС Ян Томбински снова высказался негативно по этому поводу, а на этой неделе он, уже в паре с послом Германии Кристофом Вайлем, опубликовал "жесткое" письмо к министру внутренних дел Арсену Авакову, в котором они потребовали удаления списков и проведения расследования по факту публикации. МВД промолчало. Вместо этого "Миротворец" выдал новый список — теперь уже журналистов, аккредитованных при российском МИДе, причем не только с телефонами, но и с домашними адресами.

Публикации "Миротворца" вызвали и другую реакцию: сепаратистский сайт "Оккупация" выложил списки журналистов, аккредитовывавшихся в пресс-центре АТО. И хотя все это выглядит как война двух сайтов, жертвами этой войны становятся исключительно представители СМИ.