Будни агитатора: "Говорите, что кандидат сидел в тюрьме за идею!"

22 октября 2014, 07:30
Агитаторы учат значение "люстрации" и общаются с проповедниками

Листовки. Просят экономить и разрешают вручать только тем, кто реально заинтересовался. Фото Б. Россинский

В преддверии выборов на улицах появляется все больше людей, занимающихся агитацией. Они раздают буклеты с партийной символикой и пытаются убедить прохожих голосовать за "нужного" кандидата. "Сегодня" узнала, на что похожи трудовые будни предвыборного агитатора, поработав на три разные политсилы. 

ВЫСТАВКА ОРУЖИЯ. Объявления о работе мы искали в интернете. Первое место, где мы побывали — предвыборный штаб одного из кандидатов-мажоритарщиков. "Сначала просмотрите предвыборный ролик в интернете, а потом уже приходите на собеседование в штаб", — строго заявили нам по телефону. В штабе требуют выучить наизусть основы биографии кандидата: где учился и работал, сколько детей, почему сидел в тюрьме. Работать нужно с 9 утра до 18:30, обещают 150 грн в день. В штабе полно желающих, в основном студенты, безработная молодежь и пожилые люди. Последних, кстати, берут с неохотой. "Бывает, приходят старушки, сидят шарфы вяжут. Кому такое надо?" — жалуется координатор штаба и добавляет, что из пенсионеров оставляют самых активных.

Реклама

Работать нас поставили на мобильную выставку оружия: для повышения рейтинга кандидат придумал возить по точкам учебные экземпляры огнестрельного оружия, которые избирателям предлагается не только посмотреть, но и собрать-разобрать. Впрочем, не все оценили новацию, в Подольском районе выставка возмутила молодых мам. Они начали спрашивать у агитаторов: "Зачем вы оружие выставляете на улице? В стране война! Не усугубляйте ситуацию". Общаться приходится с самыми разными людьми: от переселенцев до свидетелей Иеговы. К слову, последние, увидев агитаторов, начали с азартом рассказывать про Страшный суд и даже старались подсунуть свои листовки вместе с предвыборными. Мы же рассказывали о всех достоинствах кандидата. В результате разговор затянулся почти на полчаса. Всего за день к нам подошло человек триста. Каждый получил набор полиграфической продукции: флаер, наклейку, газету. Расслабляться нельзя: в течение дня координаторы штаба проверяют активность работы. Например, если человек молча сидит на стенде или в палатке, его, скорее всего, уволят — необходимо общаться и улыбаться прохожим. Вечером руководство штаба собирает новичков и спрашивает, о чем говорят избиратели. Координатор Виктор советует: "Если будут спрашивать, почему кандидат сидел в тюрме, объясняйте, что это было за идею!" В итоге вечером мы получили законные 150 грн, а за день пришлось потратить личные 20 грн на пирожок и чай.

НУЖНЫ ИДЕЙНЫЕ. Второй день эксперимента начался в агитационной палатке одной из политических партий. Из рабочего арсенала: палатка, стул, стол, передник и набор агитпродукции. Оплата 100 грн/день. Новеньким рассказывают идеологию партии, записывают личные данные и делают фото для анкеты. "Вся полиграфия отпечатывается за свой счет, поэтому листовки не транжирьте", — раздает указания координатор Станислав. Разрешается вручать только тем, кто "реально заинтересовался". Палатку устанавливают недалеко от метро Харьковская, место очень людное. К агитаторам время от времени подходит "мобильный активист" Александр от партии. Он ездит по всем точкам и поддерживает боевой дух агитаторов. Александр учит, как правильно общаться с людьми и чем именно "наша партия" лучше других: "Обязательно здоровайтесь и всегда улыбайтесь", — добавляет он. В паре с нами в палатке работает мужчина лет тридцати пяти, Евгений. Он поделился, что сотрудник налоговой, а "на время выборов решил взять отпуск, подзаработать". Неподдельный интерес к партии проявляют пожилые люди, прежде всего сборщики макулатуры. "А можно еще пачку газет? И вам легче, и мне помощь", — жалобно просит пенсионерка. Приходится отказать, за "несанкционированную" раздачу полиграфической продукции тут могут уволить. За день агитаторы разных политсил становятся практически друзьями. Работники соседних агитационных точек доверительно рассказали, что самые завидные вакансии — в одной из провластных партий. "Их расхватали еще в сентябре. Платят по 300 грн в день. Понятное дело, желающих больше, чем мест, поэтому отбирали с помощью жеребьевки. В нашем районе еще 30 человек остались в запасе", — рассказала "Сегодня" агитатор от этой партии. Что примечательно — у женщины на груди висит бейдж "Волонтер".

ЛЮСТРАЦИЯ. Третий день на­­чался таинственно. По телефону работники штаба отказались говорить название политической силы, которая ищет работника, и назначили личную встречу на железнодорожном вокзале. На вопрос, как мы сможем узнать нанимателя, мужчина по телефону ответил: "Я буду в черной кепке". Утром, в назначенное время, на вокзале к нам подошел мужчина среднего возраста и представился — "бригадир" Сергей. "Это в целях безопасности,такая конспирация, а то вдруг вы пьяница", — поясняет он. Здесь главное требование к претендентам — знание термина люстрация. Этот вопрос задают, принимая на работу, а потом в течение дня, когда подходят к агитаторам проконтролировать работу. График обычный: 08:00—19:00, оплата 20 грн/час, расчет один раз в неделю. С вокзала меня посылают на точку в Соломенском районе. Задача не из легких — нужно самостоятельно отыскать адрес, вытащить и установить увесистый штендер весом около 20 кг (железная раскладка с двумя флагами). Он хранится в ближайшем ларьке по предварительной договоренности. Для отдыха работнику полагается пять минут в час, притом что стул в рабочий комплект не входит. В туалет "бригадир" Сергей посоветовал идти "в кустики". Об условиях труда шутят сами агитаторы. С иронией читают пункт "Европейские нормы права" из предвыборной программы кандидата. Вокруг стоят палатки других сил, и несмотря на разную политнаправленность, агитаторы считают себя единой командой, помогают друг другу, а еще выдают агитпродукцию общим пакетом — сразу складывают по брошюре и дают всю пачку одновременно. "Устраиваться начал еще с августа. В свой район уже не попал. Вообще это не моя гражданская позиция, но, как по мне, все одного поля ягоды", — признается один из агитаторов, Алексей.

Реклама

Деньги: берем на собеседование друга и пишем в ЦИК

"Сегодня" узнала у экспертов, с какими проблемами могут столкнуться агитаторы и как украинцам обезопасить себя на такой работе. "Из-за неофициального трудоустройства есть риск невыплаты зарплаты. Поэтому соискателям рекомендуем заключать трудовые договоры. С ним впоследствии можно обратиться в суд", — рассказала "Сегодня" руководитель исследовательского центра hh.ua Ульяна Маслова.

По мнению юриста Эдуарда Багирова, самый верный способ не остаться без оплаты своего труда — забирать заработок ежедневно. "Выплата оклада ежедневно уже является страховкой от возможного обмана. Чтобы дополнительно себя обезопасить, агитатор может взять с собой на собеседование свидетеля. Устную договоренность лучше зафиксировать на бумаге". Риск, связанный с возможным получением физического ущерба (в случае работы агитатора — к примеру, избиение "титушками", нанятыми конкурентами), работодатель на себя не берет. В любом случае при возникновении любых проблем юристы советуют написать заявление на имя главы ЦИК.

Реклама

ПОЧЕМ ГОЛОСА. Деньги на выборах, как известно, платят не только за работу, но и за голоса. Согласно исследованию Комитета избирателей Украины (КИУ), на нынешних выборах цена голоса избирателя колеблется от 50 до 500 гривен. Об этом заявила заместитель гендиректора ВОО КИУ Наталия Линник. "Подкупы многочисленные, но не так, как в 2012-м. Цена голоса сейчас достигает от 50 до 500 гривен. Она ниже, чем в 2012 году (до 1200 грн). Конечно, кандидаты-мажоритарщики пошли на более "дешевые" округа. Это такие области, как Кировоградская, Николаевская, Харьковская и Луганская с Донецкой. В городских районах Черкасской области достигают 500 грн", — сказала Линник. Информация о подкупе поступает на горячую линию КИУ и проверяется наблюдателями. Напомним, сейчас за продажу голоса светит до 2 лет тюрьмы.