"Правый сектор" прекратил блокаду Крыма: почему активисты поссорились с крымскими татарами

9 декабря 2015, 08:00
"Правый сектор" заявляет, что крымским татарам они больше не доверяют, а Ленур Ислямов собрался создавать боевой батальон

"ПС" больше не участвует в блокаде Крыма. Фото: Г. Савилов

После нескольких месяцев блокады Крыма "Правый сектор" заявил, что в акции больше не участвует: между организаторами блокады возник раскол. За день до этого активисты допустили бригады облэнерго для подключения к электроэнергии ЛЭП Каховская-Титан, опора которой была одной из четырех поврежденных в результате подрыва в конце ноября. В результате НЭК "Укрэнерго" в ночь на вторник возобновила поставки электричества в Крым по этой линии. Почему возникли разногласия между организаторами блокады выяснял "Сегодня.ua".

Прекратили энергоблокаду и поссорились с Правым сектором

Реклама

В понедельник на месте подрыва опор с активистами провела переговоры замглавы Херсонской ОДА Валентина Сичевая. В результате с координатором блокады Ленуром Ислямовым договорились восстановить работу ЛЭП Каховка-Титан. Нагрузка на восстановленную линию составляет 120 МВт (при максимальной — 200 МВт). Она питает также еще два района Херсонской области — Каланчацкий и Чаплинский, которые до ремонта питались по резервной схеме.

Сам Ленур Ислямов утверждает, к остальным опорам активисты ремонтников не допускают, а одну из ЛЭП позволили отремонтировать под давлением, как украинской власти, так и западных стран. При этом блокада должна перейти на новый уровень – ее должны заниматься нардепы, принимая соответствующие законы. "Не можем же мы здесь стоять за всю Украину одни? 500 человек!", – сказал координатор блокады.

"Чтобы мы не допустили гуманитарной катастрофы в Крыму своими действиями, чтоб не оказаться террористами еще и в Украине, нам пришлось пойти на вот такой шаг. Чтобы мировое сообщество нас понимало, что можем сделать два шага вперед и один шаг назад, если нам надо", – пояснил свое решение Ислямов.

Реклама

"Чтобы мы не допустили гуманитарной катастрофы в Крыму своими действиями, чтоб не оказаться террористами еще и в Украине, нам пришлось пойти на вот такой шаг. Чтобы мировое сообщество нас понимало, что можем сделать два шага вперед и один шаг назад, если нам надо", – пояснил свое решение Ислямов.

В то же время в "Правом секторе" говорят – заявление представителя Меджлиса с ними согласовано не было, а восстановление ЛЭП сыграет на руку одному из украинских олигархов. Как говорится в официальном сообщении партии, учитывая, что на границах с Украиной сосредотачиваются российские военные, а последние действия крымских татар, по оценке ПС, сыграют на руку "внешним и внутренним врагам", ПС отказывается участвовать в блокаде.

Глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, интересы ПС и крымских татар разошлись, поэтому свое сотрудничество они прекратили. В то же время политолог Александр Палий считает, что все политические дивиденды от блокады полуострова доставались крымским татарам, а "Правому сектору" стало не выгодно участвовать в акции.

"У Правого сектора есть своя революционная стратегия, а у крымских татар другие интересы. Пока их интересы совпадали, они были вместе. Тактика крымских татар и интересы Правого сектора больше не совпадают", – говорит Фесенко.

Реклама

Роль Правого сектора в блокаде Крыма

Правый сектор практически сразу поддержали инициативу крымских татар и присоединился к блокаде Крыма. "Мы вместе перекрывали дороги, вместе работали на блокпостах, вместе останавливали силовиков, рискуя здоровьем и личной свободой", – пишет член ПС Алексей Бык.

При этом активист отмечает, что собственные ресурсы "Правого сектора" очень маленькие, а расходы на содержание блокпостов "бешенные". "Только один объезд всех блокпостов – это около 300 км ужасной дороги. А такие объезды нужны ежедневно, иногда – два и более раз, в зависимости от ситуации, и часто не одним автомобилем. И еще же работают оперативные группы, разведка, медики, генераторы и т.д", – поясняет Бык.

Фото: Г. Савилов

Как рассказывают в Правом секторе, изначально обязанности участников блокады были разделены – ПС выполнял боевые функции. При этом реальное влияние на принятие решений, как оказалось, у "Правого сектора" не было.

"Продолжать работу в условиях отсутствия реального влияния на принятие стратегических решений или хотя бы доступа к информации о дальнейших планах – значит рисковать своими людьми... Мы оказались в ситуации, когда общие пути и цели с крымскими татарами кончились", – подчеркнул Бык.

Продолжать работу в условиях отсутствия реального влияния на принятие стратегических решений или хотя бы доступа к информации о дальнейших планах – значит рисковать своими людьми", – подчеркнул Бык.

Сразу после сообщения ПС Ленур Ислямов заявил, что крымские татары создадут свой собственный батальон, который, по всей видимости, сможет выполнять "боевые функции" вместо ПС. "Мы сейчас создаем свой, крымскотатарский, батальон имени Номана Челибиджихана – это уже будет боевой батальон . Кто не мыслит свою жизнь без свободного Крыма, вступайте", – сообщил Ислямов.

Результаты блокады: экономические потери и зависимость полуострова

Поставленных целей блокада не достигла – но она показала, что Крым не может существовать без Украины, считает политолог Тарас Березовец. "Блокада фактически прекращена. Она показала неспособность крымских властей справляться с вызовами. Это может привести к отставке "власти", команды Аксенова. Это будет кадровые решения. Россия не может и не хочет заниматься Крымом. Крым забыт. Он уже вышел из интересов российской политики", – говорит Березовец.

Владимир Фесенко также отмечает, блокада показала, насколько уязвим Крым. По мнению эксперта, зависимость полуострова от Украины используется в достижении дипломатических соглашений с РФ.

Кроме того, как отмечает Ленур Ислямов, после продолжительно блокады инициативу "подхватила" власть – Кабмин официально запретил передвижение грузового транспорта на полуостров. Также Крым понес больше экономические потери.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Экономические последствия блокады Крыма

В Крыму пока не подсчитали убытки от энергоблокады, однако признали их наличие. "Пока еще рано подсчитывать убытки, но, тем не менее, такая задача тоже стоит. Ряд предприятий выполняют государственный оборонный заказ, и они сегодня ограничены в своих возможностях из-за ограничений в подаче электроэнергии. Севастопольские предприятия также несут убытки", – заявил так называемый "губернатор" Севастополя Сергей Меняйло.

Экономист Олег Устенко уверен, на полуострове следом за сокращением ассортимента товаров последует рост цен и инфляция. "Что связано с поставкой энергоресурса, для них это колоссальная проблема. Нестабильная работа всего бизнеса, начиная от школ и больниц и заканчивая средним бизнесом. Блокирование ввоза товаров на территорию Крыма для крымчан будет означать уменьшение ассортимента, с другой стороны – уменьшение ассортимента приведет к росту цен, инфляции", – рассказывает эксперт.