Закон об амнистии Майдана: реакция политиков, экспертов и протестующих

31 января 2014, 07:01
Майдан недоволен амнистией, а власть ищет, как освободить админздания

Киев-2014. Если политики не найдут компромисс, противостояния на Грушевского продожатся. Фото И. Серов

Власть пытается вернуть протест в мирное русло. Закон об амнистии принят, причем он даже не предусматривает полного роспуска Майдана. 

ЧТО ХОТЯТ. По сути, комплексом решений парламента предложен компромисс — почти полное возвращение к ситуации, которая была до 16 января: с одной стороны, нет "антимайдановских" законов и все участники боевых действий освобождаются от ответственности, с другой — освобождаются улица Грушевского, здания КГГА и обладминистраций в восставших областях, а для мирного протеста Майдану остается Крещатик и четыре здания — Дом профсоюзов, Октябрьский дворец, Украинский дом и Парламентская библиотека.

Реклама

Закон вводится в действие при наличии двух условий — подписи президента и сообщения Генпрокуратуры о том, что предназначенные к освобождению здания и территории действительно освобождены.

На выполнение своей части компромисса Майдану отвели 15 дней — если за это время улица Грушевского, КГГА и обладминистрации не будут освобождены, амнистия так и не вступит в силу, и 140 задержанных будут судить. Причем не исключено, что судить будут по "антимайдановским" законам 16 января: Верховная Рада их отменила, но у президента есть 15 рабочих дней для подписи, а сейчас он ушел на больничный и в ближайшие дни подписывать ничего не будет.

ШАГИ. Частично этот компромисс осуществляется: одного участника боевых действий перевели под домашний арест, освобождены Черниговская и Львовская обладминистрации (правда, в последнюю губернатор так и не въехал). Но главного — согласия киевского Майдана на компромисс — нет. Причем непонятную роль в этом сыграли лидеры оппозиции: по словам министра юстиции Елены Лукаш, на переговорах у президента они согласились с законом об амнистии, но потом "без понятного объяснения причин отказались от общего сотрудничества". В результате закон был принят только голосами регионалов, коммунистов и внефракционных, а лидер "Свободы" Олег Тягнибок заявил, что никто освобождать админздания не будет.

Реклама

ОПЯТЬ ТУПИК. "Для нас ситуация не изменилась, — говорит нардеп от "Батькивщины" Юрий Стець. — Требования Майдана известны: это и формирование нового Кабмина с учетом мнения оппозиции, и президентские выборы уже в этом году. Среди них — и амнистия без всяких условий. Если этого не произойдет, ситуация будет накаляться". "Власть делает все, чтобы урегулировать ситуацию мирным путем, — объясняет нардеп-регионал Елена Бондаренко. — Но у нее есть только законные инструменты, в отличие от оппозиции, которая может использовать и силовые захваты зданий, и драки. Это следствие безответственного поведения оппозиции, которая сначала вывела людей на улицы, а теперь разводит руками — мол, мы за них не отвечаем. Мое ощущение, что оппозиция провоцирует силовой сценарий, и пространства для компромисса не видно. Потому сейчас на международном уровне ведутся консультации, как же освободить админздания, чтобы органы власти работали".

ВЫХОД. "Думаю, власть должна взять паузу на эти две недели, чтобы посмотреть, как будет развиваться ситуация, — считает политолог Вадим Карасев. — Возможно, оппозиция за это время ослабит жесткость своих условий. Важны жесты доброй воли с обеих сторон. Если оппозиции удастся разблокировать хотя бы часть админзданий, власть тоже не должна быть принципиальной в своих требованиях. Понятно, что никто не хочет показаться слабым, но компромисса хотят все". "Обе стороны должны обратиться к представителям церквей или к международным организациям, чтобы они выступили посредниками и гарантами выполнения договоренностей, — говорит политолог Кость Бондаренко. — Ведь сейчас проблема не в тексте закона, а в недоверии сторон друг другу, которое надо преодолеть".

От "не уйдем" до "схитрим"

Реклама

"Сегодня" провела опрос митингующих на Майдане. По большей части они не верят, что власть выполнит принятый в среду закон об амнистии, и потому исполнять его не хотят. "Никто никуда не разойдется, а значит, и освобожден никто не будет, — сказал нам активист Роман. — Людям все равно, на какие компромиссы обещает пойти эта власть. Все, что от них требуется: освободить людей и покинуть посты. Причем молча".

Активист Евромайдана Алексей думает так же: "В данный момент именно Майдан ставит свои условия. Если выпустят заключенных, тогда уже можно думать о каких-то уступках власти".

"Я власти не верю. Я не вижу никаких гарантий исполнения этого закона, если мы уйдем. Тем более, я уверен, что арестованные лучше будут сидеть, чем согласятся на сдачу зданий и будущего страны. Я бы посидел", — уверен киевлянин Дмитрий.

Есть среди митингующих и более миролюбивые люди. "Было бы хорошо убедить митингующих потушить шины и уйти хотя бы с Грушевского. Это стало бы хорошим примером для власти. А если власть не выполнит свои обещания, мы сможем вернуться обратно", — считает Сергей из Чернигова.

Согласен c ним и Игорь из Киева. Он вообще предлагает схитрить: "Я готов уйти — если это действительно поможет спасти задержанных. И люди должны понять: можно сделать вид, что мы ушли, дождаться, пока всех задержанных освободят, а потом — вернуться!"