Вип-проезд: Депутаты ругают дороги и отсутствие аэропорта в каждом городе

23 апреля 2013, 08:11
Мы спросили у новеньких парламентариев, успели ли они полетать за госсчет

Многие депутаты-новички так и не полетали, потому что в их округ нельзя добраться самолетом

На депутатских полетах вроде бы решили сэкономить: на авиаперелеты выделили на 2,4 млн меньше, чем в 2012-м. Это 4,5 млн грн, сообщает "Вестник госзакупок". Но эта цифра условна: есть, к примеру, не менее условный лимит на каждого нардепа в 26,8 тысяч грн в год на перелеты, а это в целом около 12 млн грн.  При этом в прошлом году народные избранники налетали около 40 млн грн, в позапрошлом -­ 35 млн грн. Законодательно им никто не запрещает превышать любые лимиты, ведь за свои полеты и поездки они практически не отчитываются. "Сегодня" расспросила депутатов-новичков, которые еще не привыкли ко всем благам народных избранников, так ли необходимо тратить столь баснословные суммы на полеты.

НЕТ АЭРОПОРТОВ И ПЛОХИЕ ДОРОГИ

Реклама

Свободовец Игорь Мирошниченко признается, что ни разу не летал за госсчет, так как его округ находится в Сумской области: "В Сумы самолет не летает, потому приходится ездить на своем авто. А это огромные затраты бензина, и дорог же у нас нет. Пару раз ездил на поезде, но он очень неудобно ходит по времени. Но эта льгота очень нужна: ­ если ее убрать, депутаты вообще перестанут ездить в округ. Депутат должен летать к избирателям". Нардеп также жалуется, что в Украине сильно завышены цены на перелеты. "В Европе можно за 20 евро долететь из Берлина до Барселоны, а у нас я последний раз летал в Луганск и обратно за 2400 грн! Это же 240 евро, невозможная цена. Рынок монополизирован и не пускает лоу-косты", – ­ говорит Мирошниченко.

Реклама

Его однопартиец Юрий Сиротюк уже успел полетать: "Я летал один раз, во Львов и обратно, причем лидер партии запретил нам пользоваться бизнес­-классом, только эконом. И раз ездил на поезде в Харьков и обратно. А так у меня округ в Черкасской области, туда не полетаешь. Если бы мог, я бы с радостью летал: а так езжу на своем автомобиле, уже трижды ремонтировал его – дороги ужасны. В любой стране депутаты обеспечиваются служебным жильем, и им финансируют их затраты. Но они должны летать эконом­-классом. Надо различать также служебные и личные цели. Я считаю, депутатские перелеты ­- не самая большая статья расходов. Вот чиновники у нас из министерств возят на чартерах своих любовниц и любовников, там миллионы тратятся. Хотя и у нас льгота иногда носит гиперболизированный характер. Возможно, надо вводить ограничения ­ на количество перелетов или их цель: конечно, если депутат летит на курорт за госсчет, такое нужно запретить".

Депутат от "Батькивщины" Александр Бригинец перелетами пользуется, но реже, чем хотелось бы: "Вот сейчас я как раз в Одессе, сюда прилетел. Но я езжу не только в Одессу. Например, в Черкассы, Чернигов, Житомир самолеты не летают. Есть города и села, куда не ходит никакой транспорт. А проезд в автобусе и собственном авто не бесплатный для депутата. Конечно, должны быть разные подходы к такой льготе, хотя это не льгота, а необходимость: есть депутаты, которым надо в округ в Одессу и из Одессы в Раду летать, а есть я, живущий в Киеве, ­сел в метро и доехал. Но по работе мне нужно посещать культурные памятники по всей стране...И вот, например, депутаты из Чернигова -­ им ничем не поможешь, так как они не долетят оттуда. Все это усложняет депутатскую работу. Надо, чтобы государство обеспечило депутату возможность добираться до любого города. Система перелетов не обеспечивает в полной мере возможность попасть в каждый уголок страны". Депутат отмечает, что общественный транспорт,­ те же автобусы, ходят в неудобное время: "Это иногда можно доехать очень поздно до какого-­нибудь села или города, приходится ночевать там, а там зачастую и негде. Или вот я приезжаю в Одессу, а мне надо до Вилково добраться. Встречаю активистов, и они меня подвозят, и я очень благодарен, ведь я не езжу на авто почти".

Реклама

 "500 ГРН НА КОММАНДИРОВКУ?"

Ударовец Павел Розенко заверяет, что вообще не пользуется льготами на бесплатный проезд. "Это принципиально. Ни в общественном транспорте, ни на поезде, ни на самолете. Вообще езжу на своем авто. Я считаю, что депутат способен заплатить 2 грн в метро и 2,50 в маршрутке ­ эта льгота ­ просто бессмыслица. А что касается остального – нужно, чтобы нардепы, как госслужащие, отчитывались за свои коммандировки и получали на них, например, 500 грн в сутки. За 500 грн можно доехать на поезде до Донецка. А если некомфортно, пусть доплатят из своего кармана ­за Хюндай тот же или самолет. Все эти разговоры, что не возможно куда-­то добраться, я считаю, прикрывают желание перелетов в личных целях, так депутаты используют служебное положение".

Его однопартиец Роман Чернега также говорит, что льготами не пользуется: "С начала работы парламента ни разу не пользовался возможностью перелетов за счет бюджета. "УДАР" подал законопроект об отмене ряда льгот, в частности, и по этому вопросу".

Заверяет, что ни разу не летал за госсчет, и коммунист Александр Присяжнюк: "Правда, я несколько раз ездил на поезде бесплатно в округ. Лично я считаю, что Рада должна работать, как и все местные советы – то есть депутат работает на основной работе, приезжает на 2 недели, скажем, раз в полгода, принимаются законы, в это время ему оплачивается, например, гостиница – проезд как командировка с места работы, так, как было в Советской Украине. Поверьте, экономия средств была бы колоссальная".

Не летает и нардеп от "Батькивщины" Владимир Полочанинов: "Льготой не пользовался и не собираюсь. Я живу в Белой Церкви, и она ко мне не применима. Но, если бы я жил далеко от Киева, то, наверное, пользовался бесплатными билетами на поезд или самолет в те дни, когда нужно прибыть на заседание парламента. Это логично, как логично и то, что если вас направляют в командировку по служебным делам, то затраты несет ваша компания, а не вы лично. Но в этом механизме заложена серьезная возможность злоупотребления со стороны аппарата Рады. Вот здесь стоит разобраться".

"ЛЬГОТЫ НЕ НУЖНЫ ОЛИГАРХАМ"

Коммунист Александр Зубчевский активно пользуется перелетами: "Мой округ в Запорожской области, потому на пленарную неделю и обратно я вынужден летать. Не будет льготы ­ – не буду летать. Вон, оппозиция зарегистрировала законопроект об отмене льгот: ­ посмотрим еще, как они будут за него голосовать. КПУ его поддержит. Честно говоря, я говорил с европейскими чиновниками, у них льготы выше, чем у нас, и зарплата в Европарламенте -­ 8,5 тысяч евро. Да и не все у нас пользуются перелетами ­ – нет такой возможности у многих, кто живет, например, в Житомирской области. Я считаю, льготы не нужны олигархам, а тем, кто живет на  зарплату, необходимы. Вопрос льгот надо рассматривать в комплексе ­ с льготами прокуроров, СБУ и так далее: смотреть, какие там квартиры выделаются, куда они летают".  

Нардеп от ПР Николай Левченко говорит, что летает на самолетах за госсчет только в Киев на пленарные заседания и обратно в Донецк: "Я же не живу в Киеве, для меня поездка туда – как коммандировка. Знаю, что там снимается ксерокопия удостоверения депутатского при этом, но вообще этими вопросами занимается моя помощница. Чужие расходы на перелеты комментировать не хочу, мне это не интересно".