В Сенате США голосовали сначала за уток, а потом — за Тимошенко

24 сентября 2012, 08:07
Политолог Погребинский считает, что действия американских сенаторов в точности соответствует просьбе экс-премьера совершить политический переворот в Украине, в АП — что это прокол МИД, в МИД — что виновен Манафорт

Сенат США. Принял резолюцию по Украине, когда из здания Капитолия ушли почти все. Фото: AFP

Оппозиции удалось испортить настроение президенту накануне его поездки в США. Сегодня утром Виктор Янукович вылетает в Нью-Йорк для участия в 67-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, а накануне, в ночь с пятницы на субботу, Сенат США принял резолюцию, направленную против украинской власти.

В ней Сенат призывает правительство Украины освободить Юлию Тимошенко, а Государственный департамент США — ввести запрет на американские визы для тех, кто виновен в ее аресте и осуждении. Впрочем, реальных последствий у резолюции не будет: Госдеп еще до ее принятия объявил, что лишение виз — не его метод, а влиять на украинскую власть он будет с помощью активного сотрудничества с ней.

Реклама

Первым о принятии резолюции сообщил на своей странице в Facebook адвокат Тимошенко Сергей Власенко. Правда, в своем сообщении он несколько исказил ситуацию, написав, что резолюция "проголосована в Сенате единогласно", — дело в том, что голосования вообще не было. Тем не менее резолюция считается принятой.

УТКИ, ИНДЕЙЦЫ И ЮЛИЯ. История с принятием этой резолюции выглядит как спортивное состязание двух немногочисленных команд — лоббистов украинской оппозиции и лоббистов украинской власти в американском Сенате. Большинство же сенаторов, скорее всего, даже не в курсе того, что от их имени принята какая-то резолюция.

Началась эта история в четверг, на заседании международного комитета Сената (это аналог нашего комитета Верховной Рады по иностранным делам). На это заседание был вынесен проект этой самой резолюции.

Реклама

Насколько он был "важен" для комитета в целом, можно судить по тому, что в списке проектов для голосования на сайте Конгресса резолюция по делу Тимошенко в списке проектов находилась где-то в середине, после разрешения американскому МВД выпускать электронные чипы для уток и разрешения индейцам черокки на аренду водоемов.

Тем не менее именно в этом комитете состоялось первое поражение официального Киева. В нем нашлось сразу несколько лоббистов украинской оппозиции — во-первых, ее давний сторонник Ричард Лугар и авторы проекта резолюции Джеймс Инхоф и Дик Дурбин, которым в ноябре предстоят выборы в округах, где проживает украинская диаспора. Они привели на заседание Евгению Тимошенко, которой, правда, выступить не дали, но проект резолюции приняли — одним голосованием в пакете с утками и индейцами. Что не удивительно: это было последнее перед каникулами голосование, и сенаторы торопились в свои округа, к будущим избирателям.

ДЕКЛАРАЦИЯ ЧЕТЫРЕХ. Из-за тех же каникул шансов на принятие резолюции было немного: оставалось всего два пленарных дня Сената — вечер четверга и пятница, а для согласования требовалось пройти несколько этапов. Тут стоит объяснить, что голосования по подобным резолюциям нет: чтобы она считалась принятой, большинству нужно получить добро от меньшинства, что против резолюции никто не возражает, а также заручиться согласием спикера. То есть для того чтобы резолюцию не приняли, достаточно было присутствия в зале одного сенатора, который не соглашался бы с ней.

Реклама

Как рассказал нам источник в посольстве Украины в США, в первый раз резолюцию внесли в зал днем. Но тут нашелся один сенатор (видимо, лоббист украинской власти), который сказал, что текст резолюции его не устраивает. В обычном случае это означало бы ее снятие. Но лоббисты украинской оппозиции оказались хитрее: они сняли старый текст резолюции, внесли в него технические правки и под тем же номером внесли в зал в тот же день. Точнее, ночь: в момент, когда опрашивали сенаторов, возражает ли кто-либо против резолюции, было три часа ночи с пятницы на субботу, до конца заседания оставалось несколько минут, возражавший сенатор к тому времени ушел, а среди оставшихся четырех (!) сенаторов возражать уже было некому. Резолюция принята.

КТО ВИНОВАТ. Реакция МИД Украины не заставила себя долго ждать. В ведомстве заявили, что нельзя "серьезно воспринимать документ", принятый по "как минимум сомнительной процедуре". Однако матч проходит, а результат остается, и этот результат — негативная для Банковой резолюция, за которую кто-то должен ответить. Попытка "Сегодня" найти "виновных" пока успехом не увенчалась: в Администрации президента считали, что это прокол чиновников МИД среднего звена, в МИД — что прокололись американские лоббисты Партии Регионов во главе с Полом Манафортом. Так или иначе, прокол налицо. Понятно, что ни о каком лишении виз реально речь не пойдет, но целью тех, кто стоит за резолюцией, было не это.

РЕЗОЛЮЦИЯ: ВАЖНО БЫЛО УСПЕТЬ ДО ВЫБОРОВ

Почему авторы резолюции так спешили, что решили пожертвовать процедурой, становится ясно из того, что одновременно с ее принятием появилось обращение Юлии Тимошенко "к парламентам и лидерам демократических стран", в котором говорится о том, что "режим Януковича" уже превзошел сталинский, и жирным шрифтом выделена основная мысль: "Парламентские выборы уже сфальсифицированы", а потому "надо немедленно, до выборов, ломать позвоночник диктатуре в Украине".

"Понятно, что американцы спешат под украинские выборы, и не только они, я уверен, что будут еще заявления европейских политиков, — говорит политолог Владимир Корнилов. — И у Тимошенко есть все шансы выиграть эту кампанию. Я общался с рядом западных наблюдателей, которые будут работать на выборах: для них уже нет сомнений, что писать после выборов, — ведь Запад не признает выборы, если в них не будет участвовать главный оппозиционный политик, как бы прозрачно их ни провели. А Тимошенко уже не сможет в них участвовать, даже если ее выпустят завтра".

"Действия американских сенаторов в точности соответствует просьбе Тимошенко совершить политический переворот в Украине, — считает политолог Михаил Погребинский. — Друзья познаются в беде: она в беде, и они ей помогают, потому что понимают: если не попытаться сейчас, в связи с выборами, таких шансов больше не будет до 2015 года. Но похоже, что это — не единственная цель. Я бы обратил внимание, что один из авторов резолюции — Дик Дурбин — является влиятельным сенатором, близким к Обаме. И его резолюция создает для американского президента удобную ситуацию, когда он может сказать Виктору Януковичу: мол, мы вас любим, но не можем идти наперекор Сенату".