Посол Грузии Михеил Уклеба: Ни с одной страной у нас нет таких проблем, как с Россией

9 октября 2013, 07:44
Дипломат – о непростых отношениях с РФ, достижениях Михаила Саакашвилии и о следующем президенте Украины

Посол. «Собираемся презентовать проект «Дома юстиции», где за несколько минут можно получить паспорт» / Фото: Анастасия Искрицкая

Новый посол Грузии в Украине в интервью "Сегодня" рассказал, кто может стать следующим президентом страны, будет ли Саакашвили отвечать за содеянное, почему уходит из политики Иванишвили и какие позитивные моменты появились после запрета их вин в России.

- 27 октября в Грузии пройдут президентские выборы, после которых премьер Бидзина Иванишвили уйдет из политики. Чего ожидать от этой кампании?

Реклама

– Эти выборы являются очень серьезным тестом для Грузии. Парламентские выборы в прошлом году прошли успешно и показали, что в Грузии, несмотря на жесткое политическое противостояние, могут демократично проходить выборы. И сейчас мы должны подтвердить, что произошедшее год назад не было случайностью и что это уже системное явление. Зарегистрировались 23 кандидата. И среди них очень много известных политиков. Например, лейборист Шалва Нателашвили, который участвует во всех выборах; лидер парламентского меньшинства Давид Бакрадзе (кандидат от партии "Единое национальное движение" Михаила Саакашвили – Авт.); бывший спикер Нино Бурджанадзе от движения "Единая Грузия", а от правительственной коалиции "Грузинская мечта" – вице–премьер Георгий Маргвелашвили. По рейтингам, он набирает бесспорное большинство.

Новый президент уже не будет иметь тех полномочий, что были раньше. Часть его полномочий перейдет к премьеру. Но Иванишвили уходит. Это его решение и, наверное, это еще один демократический шаг в истории Грузии. Он считает, что уже сделал достаточно, чтобы та волна недовольства среди людей, которая была, немного стихла. У нас были системные проблемы в пенитенциарной службе, с правосудием, сейчас идут активные реформы. Конечно, Иванишвили свою миссию выполнил. Теперь многое зависит от того, какая команда останется после него.

– Будет ли Михаил Саакашвили нести ответственность за нарушения, которые были в Грузии в период его правления?

Реклама

– Я думаю, вполне нормально, если человек что-то сделал хорошее, сказать ему спасибо, а если он совершил правонарушения должен – ответить за это. И это должно касаться любого – от президента до простого клерка. На данный момент против Саакашвили не заведено уголовного дела.

– Бывший президент останется в Грузии?

– Я не знаю о его планах на будущее.

Реклама

– Насколько сложно правительству Иванишвили работать с президентом Саакашвили?

– Я могу сказать касательно дипломатии, хотя взаимодействие во многих областях идет сложно. Несколько месяцев понадобилось, чтобы подписать верительные грамоты первых 10 новых Послов. В моем случае, вместо января этого года, я смог приехать в Киев только в конце апреля и это было еще неплохо. Например, в Болгарии, Китае, Германии и Великобритании наших послов нет уже более полугода. Вот так у нас идет процесс коабитации (французское слово, означающее сожительство, сосуществование, – Авт.). Видимо, Грузия тоже должна пройти этот период, во время которого приобретет культуру общения между ветвями власти, представляющими разные политсилы. В Европе президенты и премьеры приходят и уходят, в некоторых странах люди не успевают запомнить их фамилии, так часто они меняются. Но никаких проблем с управлением страной не возникает.

– После "революции роз" Иванишвили и Саакашвили были единомышленниками. Почему через несколько лет они оказались по разные стороны?

– Сам премьер говорил, что он разочаровался в том, как развивается страна, и увидев системные нарушения, перешел в оппозицию. Это было связано не только с бизнесом, хотя были случаи, когда у людей отбирали их дело. Была слежка и прослушка. После парламентских выборов более 20 тысяч человек написали заявления о нарушениях их прав и свобод в период правления Саакашвили. В последние годы у нас фактически не было оправдательных приговоров – прокурор представлял обвинительное заключение и суд выносил его как приговор. Была так называемая нулевая толерантность! Сейчас исправляем это.

– Продолжает ли новое правительство реализовывать проекты предыдущей команды?

– Конечно. Никто не будет отказываться от Домов юстиции, где за несколько минут можно получить от справки до нового паспорта. Можно зарегистрировать брак за 15 минут, а развестись, я думаю, за 10–ть (смеется). Это – успешный проект, где полностью отсутствует коррупция. Мы собираемся презентовать проект "Дома юстиции" в Украине. Когда к нам с визитом приезжал вице–премьер Украины Александр Вилкул, он вместе с вице–премьером Каха Каладзе, у которого офис находится в Тбилисском Доме юстиции, прошелся по этому ведомству. Вилкула заинтересовала эта идея.

Продолжается строительство стратегической железной дороги Ахалкалаки–Карс, которая в 2014 году соединит Турцию и Грузию. До сих пор между нами существовало только автосообщение. Ожидаем начало строительства нового трансадриатического газопровода из Азербайджана через Грузию, Турцию в Европу. В целом, то что важно для развития страны и было успешным, будет развиваться, а что не было правильным – будем исправлять.

– Каких экономических успехов добилась Грузия?

– За два квартала этого года рост ВВП составил 1,7%, что является неплохим показателем. Пенсии достигли почти $100, а средняя зарплата – $450. Инфляция – 1%. Конечно, есть безработица, поэтому очень многие выезжают на заработки в другие страны, в основном в Турцию, Грецию, Польшу. В России у нас остается около 1 млн человек. В Испании увеличивается количество грузин, в США был большой поток... Очень большая диаспора сохраняется в Греции. Там, конечно, из–за кризиса их заработок уменьшился, но все равно грузины предпочитают оставаться там.

После развала СССР в Грузии стартовая позиция была намного тяжелее, чем у Украины. У нас была гражданская война, потом откололись Южная Осетия и Абхазия. Был и экономический, и энергетический кризис. У нас даже взрывали линии электропередач и газопровод, и грузины жили зимой без света! Но, несмотря на все это, мы нашли волю в себе. Сегодня у нас современная полиция, ГАИ, Дома юстиции...

Сейчас очень бурно развивается гидроэнергетика. Мы – очень богатая страна в плане гидроэнергетических ресурсов, а под боком быстро развивающаяся турецкая экономика. Сейчас мы вместе с турецкими специалистами завершаем строительство дополнительной ЛЭП, строим несколько крупных гидростанций. Украина могла бы поучаствовать в тендерах на поставку оборудования для них. Кстати, на днях в Грузии основан частный Фонд соинвестирования, чей капитал составляет $6 млрд. Из этой суммы $1 млрд – инвестиции Иванишвили. В ближайшее время мы планируем проведение в Киеве презентации инвестиционных возможностей Грузии. 

– С какими планами вы прибыли в Украину?

– В первую очередь, развивать наше сотрудничество в рамках стратегического партнерства. Для меня очень важно, чтобы мы начали вести качественный диалог на всех уровнях от Президента и Правительства до бизнеса. За 8 месяцев (январь-август) 2013 года Украина по объему товарооборота является для нас третьим торговым партером, при этом не имея с нами общей границы (лидерами являются Турция и Азербайджан). В этот же период товарооборот составил 488,1 млн долларов США и это составляет 7,4% от общей торговой доли Грузии с другими странами. По экспорту Украина для нас является на 5 месте – 100,5 млн долларов США за аналогичный период (5,7% от общей доли), а по импорту – на втором месте ¬ 387,5 млн. долларов США (7,9% от общей доли). Между нами налажены важные железнодорожные, морские и авиаперевозки. Недавно были открыты авиарейсы Харьков-Кутаиси и Донецк-Кутаиси, в следующем году открывается новая линия Львов-Кутаиси. И уже есть результаты. Согласно статистике, за 8 месяцев этого года у нас уже побывали 79 тысяч украинцев, в тот время как за весь 2012 год было 76 тысяч.

–  Как проходит процесс восстановления двусторонних отношений с Россией?

– Россия – наш сосед, но, к сожалению, после войны в 2008 году у нас остается оккупировано 20% территории, и Россия до сих пор не выполняет свои международные обязательства. Она должна вывести войска с оккупированных территорий, а вместо этого даже не допускает туда международных наблюдателей (наблюдателей Евросоюза). Несмотря на это, наше правительство начало очередные переговоры по нормализации отношений с Россией. Не очень легко идут переговоры, но в результате восстановлены поставки в Россию наших вин и минеральных вод, запрещенных в 2006 году. Но тот путь, который мы прошли после запрета наших вин, сделал нас защищенными в плане диверсификации. Это помогло нам повысить качество вина, разработать механизм проверки и стать конкурентоспособными на международных рынках. Если завтра кто-то скажет, что ему не нравится грузинское вино, то мы уже освоили другие рынки, включая Китай, ЕС и США. У нас сегодня ни с одной страной нет таких проблем, как с нашим соседом Россией.

Повел Грузию в ВТО

Имя: Михеил Уклеба
Ро­дил­ся: 15.04.1953 в Батуми (Грузия)

В 1985-м закончил фа­куль­тет международных экономических отношений Академии торговли СССР (Москва). Затем четыре года занимал должность старшего экономиста в торговом представительстве СССР в Ираке. После развала СССР стоял у истоков создания МИД Грузии. "В 2000 году я возглавил вступление Гру­зии в ВТО, и мы были одной из первых стран на постсоветском пространстве, кого приняли, — вспоминает по­сол. —– Даже Латвия вступила позже! Работал и при Шеварднадзе, которому достался очень сложный период рождения государства. Конечно, он и положительную, и отрицательную роль сыграл. К нему было очень большое уважение, и нужно время, чтобы потомки оценили его роль в истории". Был послом в Китае и Болгарии, с апреля 2013 назначен Чрезвычайным и Полномочным Послом Грузии в Украине.