Освобождение заложников

15 апреля 2013, 09:00
Виктор Янукович помиловал видного оппозиционера, лидера партии "Народная самооборона" Юрия Луценко, причем без его просьбы об этой "милости". Достаточно было заявления омбудсмена Валерии Лутковской.

Пришло время…

Почему вовремя? Потому что 18 апреля монитористы ЕС по Украине Пэт Кокс и Александр Квасьневский в Страсбурге обнародуют свой доклад относительно прогресса миссии Европарламента в Украине. В значительной мере от тональности этого доклада будут зависеть очень важные для Украины вопросы: перспективы подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, судьба безвизового режима, вопросы сотрудничества с МВФ и др.

Реклама

Янукович хотел бы   продемонстрировать конкретные шаги навстречу Европе, подтвердить серьезность своих евроинтеграционных намерений.

Удача? Не совсем…

В общем, ход оказался удачным. Европа отреагировала положительно, сочувственные официальные заявления обнародовали едва ли не все высшие еврочиновники. Один из авторов доклада, член наблюдательной миссии Европарламента А.Квасьневский заявил, что такой шаг подтверждает серьезность намерений украинской власти подписать осенью этого года Соглашение об ассоциации с ЕС.

Реклама

Похоже, доклад будет достаточно позитивным и окно в Европу для Украины не закроют. Но… Причем большое НО: окно пока и не откроют. Европейцы рассматривают освобождение Луценко как важный, но далеко не последний шаг Украины на пути в Европейское сообщество.

Экономика – базис евроинтеграции

Показательным стало выступление в эфире политического ток-шоу "Свобода слова" на канале ICTV посла ЕС в Украине Яна Томбинского. Европейский дипломат, отдав должное освобождению Луценко, напомнил, что это не единственное условие для подписания Соглашения об ассоциации. И акцентировал внимание на вопросах избирательного законодательства, судебной реформы, борьбы с коррупцией и улучшения инвестиционного климата.

Реклама

И вправду, три из девятнадцати пунктов программы подписания ассоциации, утвержденных еврокомиссаром Ш.Фюле, предполагают меры по реформированию государственных финансов, борьбе с коррупцией и улучшению инвестклимата.

И если по законодательной работе можно найти какие-то отговорки перед европейцами (вредная оппозиция мешала, блокировала), то с финансово-экономическими проблемами сложнее.

По оценкам первого зама главы АП И.Акимовой, объем теневой экономики в Украине достиг 500 млрд. грн. Соответственно похолодал и инвестиционный климат.

Эксперты предупреждают

Почему так? Для европейского (и американского) бизнеса, который отслеживает ситуацию в Украине,  здесь есть целый ряд знаковых вещей.

Деловых людей Запада  удивляет то, что украинский бизнес ныне выплачивает так называемую коррупционную ренту, как в "лихие 90-е". То есть "прессуют" именно тех, кто зарабатывает деньги и платит государству налоги.

Свой диагноз этой парадоксальной ситуации дали украинские эксперты в ходе "круглого стола" в "Интерфаксе" на тему "Зависит ли политическое будущее Украины от реформы фискальных органов?", проведенного Институтом исследований развития регионов Украины.

Как считает президент Аналитического центра "Открытая политика" Игорь Жданов, на фоне угрожающей ситуации в экономике сегодня силовая вертикаль страны абсолютно не работает на  решение задачи по борьбе с "коррупционной рентой". По статистике комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью, все силовики в государстве возмещают в среднем менее 1% от причиненного коррупцией ущерба.

"В 2012 году МВД возместило государственной казне только 6 миллионов гривен, СБУ – 25 миллионов, ГПУ -- 112, и налоговая – 564", -- говорит Игорь Жданов. А ведь, по словам  экономиста  Бориса Кушнирука, активная борьба с коррупцией и теневой экономикой сможет дать дополнительно около 20 миллиардов долларов доходов госбюджета, что снизит потребности Украины в зарубежных займах, значительно улучшит социально-экономическую ситуацию и инвестиционный климат.

Эксперты сходятся во мнении о том, что политическое будущее Виктора Януковича напрямую зависит от того, сможет ли он снизить "коррупционную ренту" на экономику. Или он найдет в себе решимость "построить" силовиков, реформировать систему, ослабить прессинг на экономику и освободить общество от коррупционной ренты. Или, считает Жданов, задачу борьбы с казнокрадством будет решать новый президент и совершенно новая структура после 2015 года, возможно, это будет Антикоррупционное бюро".

Иностранному бизнесу, кстати, было бы куда легче разобраться, как быть в нашей стране, если бы он точно знал: проверять может только одна структура. Скажем, Служба финансовых расследований. На этот счет Борис Кушнирук говорит: "В дискуссии о Службе финансовых расследований остаются в стороне такие важные для общества и бизнеса вопросы, как вопрос о дублировании функций относящихся к сфере расследований экономических преступлений МВС, СБУ, налоговой. Когда предпринимателя опекает семь ведомств. Если бы осталось одно, то выгода от этого была бы понятна не только украинским бизнесменам, но и иностранцам, которые годами не могут понять структуру украинской правоохранительной системы".  

Если бы с бизнеса сняли коррупционное ярмо, то и деньги бы в бюджете появились, и  у зарубежных инвесторов появился бы интерес к долгосрочной работе в Украине.

В сложившейся ситуации нужно четко осознать: на кону стоит европейское будущее всей Украины.

Юрий Гаврилечко, эксперт фонда общественной безопасности