Какие плоды дал закон о языках в Украине

10 сентября 2012, 07:30
Месяц спустя заявления у студентов не собирают, а в школах выбирают оба языка

За что боролись? Жизнь закона о языках началась с бурных протестов. Оказалось — напрасних. Фото: AFP

Ровно месяц назад, 10 августа, с момента публикации в "Голосе Украины" вступил в силу закон "Об основах государственной языковой политики". Закон, который, по заявлениям ряда оппозиционных политиков, "угрожал" стране русификацией всех сфер общественной жизни, а то и вообще должен был привести к гибели украинского языка. Но прошедший месяц показал, что серьезных изменений в языковом вопросе не произошло.

Одна из основных норм закона — обеспечение каждому гражданину Украины получать образование на родном языке. Реализовать ее должны через обязательный сбор заявлений студентов или родителей школьников и воспитанников детского сада по поводу языка обучения. Но, как выяснила "Сегодня", Минобразования отстранилось от этого процесса: по словам замминистра Евгения Сулимы, вузы имеют автономию, потому вопрос сбора заявлений — это их прерогатива; в то же время школы и детсады — парафия местных советов, соответственно, давать команду им должны местные управления образования.

Реклама

БЕЗ ЗАЯВЛЕНИЙ. Вузы заявления не собирают  по разным причинам. "У нас уже давно действует правило: граждане Украины обучаются на украинском, иностранцы — на английском. При этом студенты имеют право выбора языка обучения, но они не проявляют инициативу для смены устоявшихся схем обучения, — говорит ректор столичного НТУУ "КПИ" Михаил Згуровский. — В то же время, поскольку у нас технический вуз, для преподавателей не проблема при необходимости сменить язык преподавания: ряд дисциплин (в частности, IT) рождались в англоязычной среде, ряд (к примеру, радиофизика) — в русскоязычной, поэтому терминология остается общей для всех языков".

"Мы не собирали заявления по ряду причин, — объясняет ректор Луганского нацуниверситета имени Шевченко нардеп Виталий Курило. — Во-первых, преподавание в вузах последние 20 лет было исключительно на украинском, и пока у нас просто нет нужных учебников и методичек на русском, — во-вторых, даже если мы соберем заявления и начнем преподавание на русском, это будет нарушением лицензионных требований к вузам, по которым все преподавание должно вестись на украинском. Но, учитывая, что мы живем в русскоязычном регионе, мы уже давно приспособили процесс преподавания к реалиям. Поскольку неизвестно, в какую школу попадет наш выпускник-педагог, мы построили процесс так, чтобы он был готов преподавать и на русском, и на украинском. Во-вторых, несмотря на преподавание на украинском, наши студенты могут отвечать или сдавать экзамены на языке по выбору".

НЕТ ИЗМЕНЕНИЙ И В ШКОЛАХ. В большинстве регионов заявления до сих пор не собирали, а там, где это сделали, ситуация практически не изменилась. В Одессе процент родителей учеников, выбравших украинский, остался на уровне прошлого года (52%), а в Донецке первоклашек, которые будут обучаться на госязыке, будет 26,5% — при том, что до принятия закона их было — 28,3% школьников.

Реклама

И ВЕНГЕРСКИЙ. После того как все южные и восточные области приняли решение по реализации регионального статуса русского языка, на этом фронте все затихло. Но на днях впервые появилось первое аналогичное решение по другому языку: теперь особый статус в закарпатском Берегово имеет венгерский.

НА ТВ В РЕКЛАМЕ ПОЧТИ ВСЕ ПО-УКРАИНСКИ. На рынке рекламы тоже нет изменений, хотя здесь вообще предложена свобода выбора языка. Из всей "наружки" в Киеве только реклама КПУ обещает "вернуть страну народу" на русском, все остальные обещания — и политические, и коммерческие — идут на госязыке. Правда, по словам главы Ассоциации наружной рекламы Артема Биденко, месяц — недостаточный срок для изменений: "Рынок реагирует на такие изменения через два-три месяца. К концу осени количество русскоязычной рекламы увеличится".

ЭФИР ПО-СТАРОМУ. Еще одна норма языкового закона касается языка вещания в эфире. Закон обязал нацсовет по ТВ и радио отменить языковые квоты и заменить всем желающим компаниям их лицензии. Однако, как сообщил нам председатель нацсовета Владимир Манжосов, за новой лицензией обратилось не более 15 телерадиокомпаний, причем среди них нет ни одной общенациональной — речь идет о региональных вещателях из восточных и южных областей. Правда, эксперты говорят, что в эфире центральных каналов украинского языка все-таки стало меньше.

Реклама

"В "Завтраке на 1+1" у ведущих стала появляться русская речь, хотя эта программа позиционировалась как украиноцентричная, — рассказала нам обозреватель "Телекритики" Инна Долженкова. — Также на некоторых телеканалах периодически пропадают украинские субтитры с российских сериалов, а часть западных фильмов идет с русским дубляжом". Главред "Телекритики" Наталья Лигачева также отметила значительное присутствие русского языка в "Олимпийских страстях" на УТ-1 во время лондонской Олимпиады.

Однако полной русификации эфира, о вероятности которой говорил "Сегодня", в частности, член набсовета 5 канала нардеп-нунсовец Юрий Стець, не произошло. "Но закон ведь и не ставил целью насаждать русский или вести борьбу с украинским, — объясняет первый зампред фракции Партии Регионов Михаил Чечетов. — С чем мы боролись — так это с тоталитарными методами управления рынком, с дискриминационными запретами и квотами. Люди должны иметь право выбора, и мы им его дали".

"ЯЗЫКОВОЙ ГОРОДОК" ВЫЧИСТИЛИ. В воскресенье о себе напомнили протестующие против "языкового" закона под столичным Украинским домом — интернет запестрил новостью, мол, городок, где постоянно находится не больше десятка активистов, снесли. По версии организатора протестов Алины Боднар, события развивались так: "В 6.00 к нам пришли несколько крепких мужчин, переодетых в форму коммунальщиков. Без какого-либо предупреждения они начали сносить наши укрытия от дождя и информационные стенды. Один из них командовал убирать все подряд. Началась потасовка, наши участники получили травмы, но городок все равно стоит".

В киевском главке милиции опровергают такой ход событий. "Коммунальные службы убирали за митингующими пустые бутылки, после чего протестующие вызвали милицию. Они, видимо, захотели попиариться. Городок продолжает стоять", — сказал нам спикер киевской милиции Игорь Михалко.