5 лет политреформе. "У нас на вершине власти два кресла"

9 декабря 2009, 08:07
И Янукович, и Тимошенко, готовы снова менять Конституцию

8 декабря 2004. Тогда многим казалось, что политреформой спасают страну. Фото Г. Салай

Пять лет назад в Украине началась новая эпоха. 8 декабря 2004 года парламент 402 голосами принял новый вариант Конституции, известный как политреформа. Это решение было результатом компромисса, на который согласились две стороны противостояния времен "оранжевой революции" (правда, тогда появилась версия, что весь хаос конца 2004-го был затеян Леонидом Кучмой и Виктором Медведчуком с целью протащить проваленную в апреле 2004-го политреформу). И этот компромисс привел к тому, что все последующие пять лет различным ветвям власти пришлось искать точки взаимодействия, часто нарушая законы и Конституцию, чтобы провести в жизнь хоть какие-то реформы.

Политреформа принималась в спешке, породив массу противоречий. Главное — совпадение ряда функций президента и премьера, которые неизбежно приводили Виктора Ющенко к столкновению с Юлией Тимошенко или Виктором Януковичем. К тому же в декабре 2004-го планировали, но так никогда и не приняли вторую часть политреформы, согласно которой власть в областях и районах должна была перейти от госадминистраций в руки исполкомов местных советов, и борьба за контроль над администрациями вылилась в еще один повод для столкновений президента с премьером.

Реклама

Политреформа породила хаос управления. И неудивительно, что большинство кандидатов в президенты говорят о необходимости новых изменений Конституции. Какими их видят представители двух основных политических сил — Партии Регионов и БЮТ?

ЯНУКОВИЧ. Партия Регионов наметила план полномасштабной реформы власти. "Мы являемся уникальной страной, в которой на вершину власти поставлены два кресла — президентское и премьерское, — говорит нардеп-регионал Михаил Чечетов. — Но в стране не будет порядка до тех пор, пока мы не устраним это двоевластие. Уверен, что при президенте Януковиче мы получим единый центр власти — она будет либо у президента, либо у премьера. И даже не важно, у кого из них. Гораздо важнее, чтобы вместе с установлением единовластия в центре мы провели демократизацию его отношений с регионами. Как Партия Регионов, мы всегда выступали за то, чтобы власть на местах была передана избранным органам. В областях и районах будут избираться советы, которые изберут исполкомы — и именно они будут решать все вопросы региона. Назначаемые центром администрации если и будут сохранены, то лишь как контролирующие органы".

ТИМОШЕНКО. Премьер неоднократно говорила о необходимости единовластия. "Нужна четкая система власти — либо президентская, либо парламентская республика", — подтверждает нардеп-бютовец Сергей Соболев. По его мнению, предпочтительнее парламентская. Однако, судя по недавним словам Юлии Тимошенко о том, что при ней как президенте никто не будет знать имя премьера, она сама склоняется к президентской.

Реклама

Но если здесь у ПР и БЮТ нет противоречий, то ко второй части политреформы в премьерской фракции относятся иначе. По мнению Соболева, власть президентской (или премьерской) администрации должна сохраниться в областях, в то время как районные администрации нужно ликвидировать и их полномочия передать местным советам.

НОВУЮ ПОЛИТРЕФОРМУ ДАСТ ЛИШЬ ПРИБЮТ

Политологи по-разному видят перспективу политреформы. "Любой президент попытается создать инструмент для реализации своей программы, но у Януковича не хватит сил на изменение Конституции в свою пользу, — считает Вадим Карасев. — Он будет стремиться создать в нынешней Раде коалицию под себя, договорившись либо с Тимошенко, либо с частью БЮТ. Не получится — досрочные выборы и союз с Тигипко или Яценюком. А вот президент Тимошенко с роспуском Рады спешить точно не будет. Она слепит действенную коалицию (без Януковича) и будет создавать инструмент власти, постепенно готовя почву для референдума о возвращении к президентской республике".

Реклама

"У каждого из них есть соблазн вернуть президентскую республику под себя, — говорит Михаил Погребинский. — Но это было бы реально лишь при победе кого-то с большим отрывом. Я же уверен, что отрыв будет минимальным, и это вынудит победителя вести переговоры с побежденным, чтобы тот признал результаты выборов. Условиями последнего будет либо изменение Конституции, ограничивающее власть президента, либо предоставление проигравшему поста премьера. Скорее всего, таки состоится ПРиБЮТ, к которому, кстати, подталкивают и Россия, и ЕС, и США".

Возможно ли при Януковиче или Тимошенко ограничение демократии и свободы слова? Погребинский считает, что нет: "Лишь победитель с 20% отрыва мог бы закручивать гайки. Компромисс же ПР и БЮТ будет слишком хрупким, чтобы из их рукопожатия получился кулак". "Ограничение свободы будет при любом новом президенте даже без политреформы, — уверен Карасев. — Во-первых, страна устала от нее, во-вторых, ужесточение контроля позволит взять паузу, чтобы создать новый, более эффективный инструмент власти".

РАДА: РОСПУСК ИЛИ ДОГОВОР?

Новая политреформа требует наличия в парламенте 300 голосов в ее поддержку. Как эту проблему будет решать будущий президент — договариваясь в нынешней Раде или распуская ее, чтобы избрать новую? "После президентских выборов будет консенсус большинства нынешней ВР, потому что выборы Рады ничего не изменят", — говорит бютовец Сергей Соболев. "Не уверен, что мы найдем общий язык с БЮТ, — считает регионал Вадим Колесниченко. — Опыт последних полутора лет показал, что Тимошенко в любых договоренностях преследует лишь личные цели. Поэтому выборы Рады не исключены".