$10 за голос: сколько денег потратят на выборы

20 июля 2009, 07:08
Президентская кампания будет не только короткой, но и малозатратной.

Фото АР

Через полгода мы узнаем имя нового президента Украины, но уже сегодня "денежная" подготовка к выборам идет полным ходом. "Сегодня" попросила политологов оценить, какими суммами будут оперировать кандидаты и на что они потратят свои бюджеты в кризисное время. По мнению всех экспертов, нынешняя кампания будет намного менее затратной, чем предыдущие. Так, Дмитрий Выдрин утверждает, что бюджеты урежут вдвое, Вадим Карасев — что на 10—15%. Меньше будет концертов для избирателей, дешевле (вплоть до 30 гривен в день плюс харчи, тогда как раньше было минимум 50 грн.) обойдутся услуги "майданарбайтеров", — говорит Выдрин. "Жестче станет контроль за расходом средств, политики откажутся от услуг высокооплачиваемых зарубежных пиарщиков", — вторит ему Карасев. Как минимум половина денег, по их мнению, пойдет на рекламу.


СМОТРИТЕ ДЕТАЛЬНЕЕ

Реклама

Политолог Дмитрий Выдрин утверждает, что голос одного избирателя обойдется кандидатам в президенты в 5—10 долларов, а раньше в полтора-два раза больше, в зависимости от его известности. "Если кандидат планирует набрать хотя бы 20% голосов избирателей — это примерно 5 млн. человек, умножьте на 10, получится $50 млн., или около 400 млн. гривен. Львиная доля этой суммы пойдет на телерекламу, от которой зависит 70% успеха. Далее по популярности идут дешевые билборды. Но толку от них никакого, — говорит г-н Выдрин. — Остальную сумму истратят на работу предвыборных штабов, поездки по регионам, оплату тем, кто стоит на митингах". Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что только деньги сейчас всего не решат: "Избиратель уже не верит никому. Во второй тур Янукович выходит однозначно, а вот кто будет вторым — Тимошенко, Ющенко, Литвин, возможно, Яценюк — неизвестно".

Политтехнолог Сергей Гайдай прогнозирует: прежний стандартный "шоу-рекламный" подход, когда политики не сходят с экранов телевизоров, а в городах проводятся бутафорские митинги — статисты машут флагами и ждут появления главного героя, который зачитает по бумажке текст, — уйдет в прошлое. И из-за дороговизны, и из-за отвращения у киевлян. Успех, по мнению Гайдая, будут иметь те, кто пойдет в массы (как это сделали Барак Обама на выборах президента США и Леонид Черновецкий на выборах мэра в Киеве) — они организовали "сетевой маркетинг", эдакое сарафанное радио, когда их сторонники в районных и даже микрорайонных штабах агитировали своих соседей и знакомых голосовать именно за "своего" кандидата.

"БИГМОРДЫ" ПОЯВЯТСЯ В СЕНТЯБРЕ

Реклама

Глава ассоциации внешней рекламы Артем Биденко утверждает, что рекламные бюджеты кандидатов из-за кризиса упали на треть, но тем не менее, на наружную рекламу (билборды, ситилайты) они, наоборот, возросли против того, что было на предыдущих президентских выборах. "В 2004 году было истрачено $25 млн. А на сегодняшний день Ассоциация планирует получить около $30 млн., отчасти из-за того, что мы вдвое снизили расценки, это дало эффект. Теперь спрос на "наружку" очень вырос и продолжает расти, — рассказал "Сегодня" г-н Биденко. — По всей Украине задействуем около 25 тысяч "плоскостей", уже есть заявки от многих кандидатов: БЮТ, "Нашей Украины", Партии Регионов, Яценюка, Гриценко, Тягнибока, Тигипко. Пока идет "пристрелка", штабы прицениваются, решают, где сколько билбордов им нужно, а основные крупные заказы запланированы с сентября".

Три месяца назад г-н Биденко высказывал намного более пессимистические прогнозы по поводу объемов от внешней рекламы, утверждая, что из-за кризиса они составят не более 20% от тех, что были в 2004 году.

Прикрепленный файл:

polit.jpg

Реклама